Шпаньков Илья (ilya_shpankov) wrote,
Шпаньков Илья
ilya_shpankov

Производство гражданской авиатехники в СССР

Причиной сегодняшней записи в ЖЖ стала довольно старая, но по непонятным причинам часто упоминаемая статья "Авиапромышленность СССР vs. Россия". В ней автор пытался на цифрах показать, что в сегодняшней России с производством авиатехники дела обстоят не так уж и плохо. Естественно, сравнение шло с уровнем производства времён СССР. Утверждение о том, что современный российский авиапром живёт неплохо - мягко говоря, сильно не соответствует действительности, ну да не суть. По сравнению с нулём любые результаты являются положительными. Мне показались неубедительными цифры, приведённые по СССР. И вот почему.

В своей статье автор ссылается на данные популярного ресурса, содержащего подробную информацию по отечественным самолётам и вертолётам, где можно отследить судьбу каждого борта с его "рождения" до "смерти". Естественно, существует и сводная таблица, показывающая общий объём произведённой авиатехники:
avia-stats1

Правда, авторы ресурса честно предупреждают, что данные в таблице неполные. Насколько неполные - можно оценить на страницах по каждой модели авиатехники. Так, например, если по самолёту Ту-134 данные собраны вполне исчерпывающие, то для довольно популярного в своё время вертолёта Ми-2 сводная таблица производства по годам выглядит так:
avia-stats2

В общей сложности посчитанными оказалось всего 43 единицы. Между тем, за всю историю этого винтокрылого трудяги было построено 5400 единиц различных модификаций. И подобная ситуация наблюдается по почти половине всей имеющейся в каталоге авиатехники. Кроме того, здесь не представлены учебно-тренировочные и спортивные Яки, которые, несмотря на малый размер, также являются самолётами.

Чтобы оценить хотя бы примерно объёмы построенных за советское время летательных аппаратов гражданского предназначения, я обратился к Википедии. Да, источник не самый надёжный, но я и не ставил перед собой задачи сделать профессиональное исследование - мне хотелось увидеть лишь порядок цифр. И результат получился довольно любопытный:
avia-stats

Надо отметить, что из представленного списка только самолёт Ан-2 начал выпускаться серийно с 1949 года, все остальные виды воздушных судов пошли в серию в начале 50-х (Ми-1, Ми-2, Ми-4) и позже. Кроме того, в данную статистику вошла и техника, построенная по лицензии в других странах, правда, процент этот довольно небольшой. Также отдельные модели (как, например, вертолёт Ми-8) в большей степени эксплуатировались военными, а не гражданскими авиаторами. Но, как бы то ни было, цифра впечатляет: за 40 лет (начиная с 50-х годов) в СССР было построено около 60 тысяч единиц авиатехники гражданского назначения, из них более 30 тысяч самолётов.
Tags: авиапром, авиация, история, ссср, статистика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments